Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236029, г. Калининград,
    корпус 1: ул. Зелёная, 18-А;
    корпус 2: ул. Зелёная, 45.
  • +7 (4012) 32-34-20
  • sosh38@klgd.ru
    техническая поддержка site@school38.org

Викторина "Физические и химические явления"

Дата: 20.03.2009
Автор: Паякина Елена Павловна

Предмет: Естествознание.
Класс: 5.
Тема: Физические и химические явления. 
Тип урока: внеклассное мероприятие - викторина.
Цели:

  • в игровой форме закрепить знания учащихся по теме "Физические и химические явления в природе. Их взаимосвязь";
  • рассмотреть различные явления, встречающиеся в жизни, классифицировать их, что способствует развитию логического мышления и способности к обобщению фактов;
  • развить умение работать в команде и поощрить соревновательный дух.
Наглядность и оборудование:
  • бутылка, "Письмо пирата Джона",
  • лист ватмана, разделенный пополам,
  • узкие полоски бумаги двух цветов,
  • фломастеры,
  • клей,
  • большое количество различных призов.
Ход урока:

Вступительное слово учителя:
"Ребята, совсем недавно к берегу прибило эту бутылку, она плавала в море много лет, и, когда ее открыли, внутри оказалось письмо. К сожалению, оно было повреждено водой, но нам удалось снять копию и восстановить текст. Послушайте... (читается текст письма с максимально возможной выразительностью). Несколько минут мы обмениваемся мнениями по поводу дальнейшей судьбы пирата, выражаем ему наше человеческое сочувствие и переходим к главной задаче викторины - нам предстоит ответить на вопрос: с какими физическими и химическими явлениями столкнулись пираты в своем путешествии?

Далее идет актуализация знаний - дети отвечают на вопросы:
  • в чем главное отличие химических явлений от физических? (При химических превращениях происходит изменение вещества, а при физических - нет);
  • в каких состояниях может находиться вещество? (В твердом, жидком и газообразном). Иногда находятся продвинутые дети, которые могут назвать жидкокристаллическое состояние и имеют представление о плазме;
  • переход вещества из одного состояния в другое: это физическое или химическое явление? (Физическое, потому что молекулы не претерпеают изменений);
  • какие виды физических явлений вы можете назвать? Каковы их признаки? (Тепловые - изменяется температура тел, изменяется агрегатное состояние вещества, тепло переходит от одного тела к другому. Механические - тела движутся и взаимодействуют, при этом изменяется их скорость, могут измениться форма и размеры тела. Звуковые - мы воспринимаем их органом слуха, но практически все знают, что существует ультразвук, с помощью него общаются,напрмер, дельфины. Световые - мы воспринимаем их органом зрения. Магнитные и электрические - мы не можем воспринимать их органами чувств, но обнаруживаем по воздействию на другие тела и используем в повседневной жизни. Ядерные - радиация, процессы при работе атомного реактора или взрыве атомной бомбы. Действие всемирного тяготения - камни падают на Землю, Солнце удерживает около себя целую семью планет...)
  • перечислите признаки химических явлений: (появление запаха, изменение цвета вещества, появление осадка или резкое изменение температуры при смешивании прозрачных жидкостей и др.)
Внимание! Дети склонны считать диффузию химическим явлением, так как при этом происходит изменение цвета жидкости или газа и распространение запаха, если он был. Чай же пахнет!
Приходится вспомнить три положения молекулярно - кинетической теории:
  1. вещества состоят из частиц (между частицами имеются промежутки);
  2. частицы непрерывно беспорядочно движутся;
  3. частицы взаимодействуют друг с другом.
Тогда ответим на вопрос: что происходит при диффузии? (Частицы одного вещества движутся и проникают в промежутки между частицами другого вещества).

Далее, класс, разделенный на 3 команды, внимательно прослушивает текст письма пирата Джона.
Медленно зачитывается каждое предложение, и команды, соблюдая очередность, называют явления, классифицируют их, записывают ответы на бумажных полосках разного цвета (физическое явление или химическое) и приклеивают ответы на лист ватмана.
Например: гром гремел - физическое, звуковое; припасы испортились - химическое и т.д.

Особенно важным я считаю, что учащиеся могут распознать явления, описанные не научным, а литературным языком. Кроме того, некоторые явления одновременно являются физическими и химическими, например, горение. Ребята спорят и аргументируют свою точку зрения.
Конечный продукт - плакат, в центре которого - письмо пирата Джона, а с двух сторон - подробный анализ всех явлений, с которыми столкнулись пираты.
Все участники получают призы, побеждает дружба.