Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236029, г. Калининград,
    корпус 1: ул. Зелёная, 18-А;
    корпус 2: ул. Зелёная, 45.
  • +7 (4012) 32-34-20
  • sosh38@klgd.ru
    техническая поддержка site@school38.org

Образование возможных форм времени от глаголов неопределенной формы

Дата: 02.04.2009
Автор: Коновалова Валентина Михайловна

Предмет: Русский язык.
Класс: 4.
Тема: Образование возможных форм времени от глаголов неопределенной формы (четвертый урок по теме «Глагол»).
Эпиграф к уроку: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (А.С.Пушкин)
Цели урока:

  1. Формирование знаний об образовании глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени от инфинитива совершенного и несовершенного вида.
  2. Перевод предметных компетентностей в универсальные (применение теоретических знаний на практике).
  3. Формирование когнитивных (познавательных) компетенций: умения анализировать, обобщать.
  4. Формирование отношения сотрудничества между учителем и учениками.
  5. Развитие интереса к родному языку и творчеству А.С.Пушкина.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии:
  • проблемный диалог,
  • развивающее обучение (ведущая роль теоретических знаний),
  • ТРКМ,
  • технология разноуровневой дифференциации через содержание и объем материала.
Методы обучения:
  • словесные (беседа),
  • наглядные (опорные схемы),
  • практические (образование глаголов),
  • репродуктивные (на этапе обобщения),
  • индуктивные (от фактов к выводам на этапах составления опорных схем).
Приемы:
  • таблица ЗХУ (способ графической организации материала),
  • выдвижение гипотез,
  • посадка детей с учетом их умственных возможностей.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование:
  • портрет А.С.Пушкина,
  • листики с заданиями для коллективной работы.
План урока:
  1. Организационный момент. Орфографическая минутка. Морфологическая задача.
  2. Актуализация знаний. Составление таблицы ЗХУ: повторение пройденного о глаголе.
  3. Введение новых знаний.
  • Создание учебной проблемы.
  • Осознание проблемы.
  • Формулировка темы урока.
  1. Воспроизведение знаний: наблюдения и выводы по составленной опоре
  2. Первичное закрепление: проговаривание в громкой речи
  3. Самостоятельная работа (коллективно)
  4. Итог урока: обобщение по таблице ЗХУ.
  5. Домашнее задание.
Ход урока:
  1. Организационный момент.
  1. - Чей это портрет?
- С какими произведениями А.С. Пушкина мы знакомы?

«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Жених»
«Сказка о медведихе»
Сказочная поэма «Руслан и Людмила»


- Сегодня сказки А.С Пушкина помогут нам узнать новое о словах русского языка.
Поэту принадлежит высказывание: «Сказка - ложь, да (в) ней намек – добрым молодцам урок».
  1. Спишите предложение, вставив пропущенные слова.
Какие орфограммы вы вставили? (парный согласный в корне слова, безударная гласная в корне слова, безударная гласная в окончании существительного - Д.п. мн.числа, правописание предлога с местоимением)
  1. Чтобы узнать с какими словами мы будем работать, ответьте на вопрос:
- Слова, какой части речи отсутствуют в предложении? Докажите.
  1. Актуализация знаний.
  1. - Вспомните, что мы знаем о глаголе.
Глагол
 
Знаю
Хочу узнать
Узнал
действие
Дружат ли время и вид глагола?
 
и.ф. - инфинитив
сов. и несов. вид
изменяется по временам
(изменяется по числам)
         
  1. Глаголы обозначают действия. Какая еще часть речи может обозначать действие? Как же различить существительное и глагол? Существительные в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что?
  2. Глаголы в начальной форме или в неопределенной форма (инфинитив) отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В них нельзя определить время, но можно определить вид глагола: несовершенный или совершенный вид. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос - что делать? глаголы совершенного вида на вопрос - что сделать?
- Выпишите глаголы неопределенной формы в нужный столбик.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

На доске:
Что делать?(нес.в.) Что сделать?(с.в.)
хохотать
пожимать
подмигивать
прищелкивать
вертеться
захохотать
пожать
подмигнуть
прищелкнуть
завертеться

- Образуйте глаголы совершенного вида.
  1. Глаголы изменяются по временам. Глаголы прошедшего времени указывают на действие, которое произошло до момента речи (уже). Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходи в момент речи (сейчас). Глаголы будущего времени называют действие, которое произойдет после момента речи (потом).
- Выпишите глаголы по временам:
1 ряд из упр.6 с.52
2 ряд из упр. 39 с.69
3 ряд из упр.7 с.52
На доске:
пр.в. (уже) убил, подстрелил(1 ряд), запалили, зазвонили(3 ряд),ездили, объехали(2 ряд)
н.в. (сейчас) идет, встречает (3 ряд), сажает, вопрошает, лежит, стоит (2 ряд)
б.в. (потом) не забуду, найдешь (1 ряд), вздуется, закипит, подымет, хлынет, расплеснется, останутся(2 ряд)

Проверка:
- Из какой сказки отрывки? Какие глаголы в форме прошедшего времени нашли? В форме настоящего и в форме будущего?
  1. Введение новых знаний.
  1. Создание учебной проблемы
- Вы умеете определять неопределенную форму глагола и время. Попробуйте соединить оба умения.
- От вопросов неопределенной формы образуйте вопросы прошедшего, настоящего и будущего времени.

На доске:
Время Вид
Что делать? (нес.в.) Что сделать?(с.в.)
пр.в. (уже) что делал? что сделал?
н.в. (сейчас) что делает? -
б.в. (потом) что будет делать? что сделает?
  1. Осознание проблемы.
- Все ли вопросы вы смогли поставить? Не смогли образовать вопрос настоящего времени совершенного вида.
- Сможем ли поставить глагол, отвечающий на вопрос что сделать? в форму настоящего времени, если такого вопроса не существует?
  1. Формулировка темы урока
- Так чему же мы будем сегодня учиться на уроке?
Тема: образование возможных форм времени от глаголов неопределенной формы.
  1. Воспроизведение знаний.
  1. - Что еще интересного заметили?
  • второе слово вопроса глаголов несовершенного вида начинается с буквы д, совершенного вида с буквы с;
  • вопрос будущего времени несовершенного вида состоит из 3 слов (БУДУЩЕЕ СЛОЖНОЕ ВРЕМЯ), у глаголов совершенного вида из 2 слов (ПРОСТОЕ БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ).
  1.  – При образовании форм времени будем использовать эту таблицу, как памятку:
Время
Вид
Что делать? (нес.в.)
Что сделать?(с.в.)
пр.в. (уже)
что делал?
что сделал?
н.в. (сейчас)
что делает?
-
б.в. (потом)
что будет делать?
что сделает?
  1. Первичное закрепление: проговаривание в громкой речи.
- Найдите глагол, поставьте к нему вопрос, определите вид и напишите все возможные формы по порядку:
неопределенная форма, пр.в., наст.в., буд. вр.

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых…
Полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит
.

Ответ:
Живет (что делает?) – нес.в. Жить, жил, живет, будет жить.
Спать, спал, спит, будет спать.
Работать, работал, работает, будет работать.
Вспахать, вспахал, вспашет.
Затопить, затопил, затопит.
Заготовить, заготовил, заготовит.
  1. Самостоятельная работа (коллективная).
- Глагол, данный в скобках, поставьте в нужную фору, запишите отрывок и определите время.
1) Об оброке век мы не (слыхать),
Не (быть) чертям такой печали.
2) Оброк сполна ты (получить) вскоре.
Погоди, (выслать) к тебе внука.
3) Балда (говорить): «(Служить) тебе славно,
Усердно и очень исправно»
4) (Вылезти) опять бесёнок: «Чего ты (хлопотать)?
(Быть) тебе оброк, коли (захотеть)
5) Бедненький бес Под кобылу (подлезть),
(Понатужиться), (Приподнять) кобылу
6) К морю опять он (приходить), У моря бесёнка (находить)
7) (Пойти) Балда в ближний лесок,
(Поймать) двух зайцев да в мешок.
  1. Итог урока: обобщение по таблице ЗХУ.
- «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Что же нового мы сегодня узнали, благодаря сказкам А.С.Пушкина?
Знаю Хочу узнать Узнал
действие Дружат ли время и вид глагола?  Глаголы совершенного вида на имеют формы настоящего времени. Бывает будущее простое и будущее сложное время.
и.ф. - инфинитив
сов. и несов. вид
изменяется по временам
(изменяется по числам)
 
  1. Домашнее задание.
Составьте и запишите текст из 3-5 предложений о сказках А.С.Пушкина. Используйте глаголы разного времени.