Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236029, г. Калининград,
    корпус 1: ул. Зелёная, 18-А;
    корпус 2: ул. Зелёная, 45.
  • +7 (4012) 32-34-20
  • sosh38@klgd.ru
    техническая поддержка site@school38.org

Из опыта проведения интегрированных уроков по физике

Дата: 19.02.2010
Автор: Паякина Елена Павловна

 Интеграция — (лат.) — восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer — целый), причём не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. 
       Одной из главных проблем развития современного общества является то, что у граждан отсутствуют интегральные знания. Как следствие – большое количество узких специалистов и настоящая лавина узковедомственных решений, которые принесли, приносят, и будут приносить огромный вред экономике, хозяйству, экологии и другим сферам жизни людей.
       Существует множество видов интеграции: по методам, приёмам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки - структурная методология интеграции. Современная система образования позволяет использовать в практической деятельности некоторые виды интеграции.
       В своей практической деятельности учитель в основном работает на двух нижних уровнях (ступенях) интеграции, выделенных А.А. Ятайкиной:

  1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему).
  2. Проблемная интеграция (одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов. Возникает обобщённая ситуация, предполагающая различные пути решения).

       Интеграцию можно рассматривать не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей не только возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.
       Проводимые учителем совместно с педагогами школы № 38 интегрированные уроки – это, в основном, уроки комплексного контроля знаний и обобщающие уроки по различным темам. Они строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы и позволяют определить уровень знаний школьников и получить представление об усвоении учебного материала всем классом. Дифференцированно - групповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Применяется и индивидуально-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учителя ведут фронтальную беседу и т.д. В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
       Большой интерес у учащихся вызывают следующие интегрированные уроки:

  1. «Применение дифференцирования при решении физических задач» (11 класс, физика – математика). На этом уроке учащиеся закрепляют знание таблицы производных и решают физические задачи различного уровня сложности, более глубоко постигая физический смысл производной.
  2. «Первообразная и интеграл. Применение интеграла к решению физических задач». (11 класс, физика – математика) Происходит отработка навыков вычисления определенных интегралов, и они применяются в решении физических задач.
  3. «Воздействие вредных факторов на живые организмы» (11 класс, физика, химия, биология, ОБЖ, экология). Это урок – конференция. Учащиеся делятся на «Химиков», «Физиков» и «Биологов» и перед ними ставится задача: разработать рекомендации для граждан по защите себя от вредных факторов окружающей среды в повседневной жизни. При этом происходит активная работа в группах, выступления, команды дополняют друг друга, и результатом становится памятка «Что делать?», в составлении которой участвует каждый. Новые, обобщенные знания приобретают личностную ценность для учащихся и запоминаются надолго. Этот урок служит воспитанию ответственности молодого человека за свое здоровье и здоровье близких. Формирует активную жизненную позицию.
  4. «Шкала электромагнитных излучений» (11 класс, физика, биология, ОБЖ). На этом уроке учащиеся систематизируют знания по теме. Работают сразу с несколькими источниками информации, включая обучающие компьютерные программы по физике и астрономии. Высокая мотивация обеспечивается тем, что перед проведением такого урока у них проходят классные часы по профориентации, на которых школьников знакомят с набором требований, предъявляемых работодателями к сотрудникам, в число которых входит умение проводить сравнительный анализ информации.
  5. «Основные направления и перспективы освоения космического пространства» (11 класс, астрофизика). Проводится ежегодно. Это урок обо всем. Каждый учащийся, независимо от уровня подготовленности, активно принимает в нем участие. Вместе с учителем школьники перечисляют все сферы жизни и деятельности человека, и в каждой из них находит свое отражение тема урока. Ученики узнают, что существует медицина здорового человека, и психология поведения в малых группах, прослеживают причинно - следственные связи между фундаментальными исследованиями, новыми технологиями и собственно космическими программами, говорят о науке, политике, искусстве. Этот урок всегда проходит на высоком эмоциональном подъеме и каждый раз по–разному. Он играет большую роль в формировании целостной картины мира у школьников. Фрагмент из этого урока был показан педагогам средних специальных учебных заведений на методическом объединении преподавателей естественно - научных дисциплин, и они участвовали в его проведении с не меньшим интересом, чем учащиеся.
  6. Урок-диспут «Нужна ли в Калининградской области атомная электростанция?» Проводился в рамках недели физики, математики и информатики (март 2009 г.). Главные цели урока, используя элементы технологии критического мышления, провести взвешенную оценку ситуации: строить или не строить атомную станцию? Продолжить формирование у учащихся основных навыков межличностной коммуникации и умения аргументировано дискутировать.

       Главная задача при планировании интегрирующего урока, — научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщённые выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. А для этого нужно, чтобы ребята попытались взглянуть на вещь заново, как на непривычную для них. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений над одним явлением на другое (экстраполяция), используют личное уподобление, незнакомое делают знакомым и, наконец, моделируют все эти обобщённые мыслительные операции. Альтернативность и вариативность мышления — возможность, которую предоставляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза.
       Таким образом, проведение интегрированных уроков в школе третьей ступени – полезно и необходимо. Их главным результатом является всестороннее развитие личности школьников.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Три группы интеграционных связей

  1. Содержательно-информационные — по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические).
  2. Операционно - деятельностные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные).
  3. Организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей (логические, ассоциативные, понятийные, концептуальные).

Виды интеграционных связей

  1. Способ усвоения — репродуктивный, поисковый, творческий.
  2. Широта осуществления — внутрицикловые, межцикловые.
  3. Хронология реализации — преемственные, сопутствующие, перспективные.
  4. Способ установления — односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые, обратные.
  5. Постоянство реализации — эпизодические, периодические, систематические.
  6. Форма «организации» — поурочные, тематические, сквозные, комплексные.

Результаты интеграции

  1. Знания приобретают качества системности.
  2. Умения становятся обобщёнными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художествен­ной деятельности человека в современных условиях.
  3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
  4. Более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
  5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.