Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236029, г. Калининград,
    корпус 1: ул. Зелёная, 18-А;
    корпус 2: ул. Зелёная, 45.
  • +7 (4012) 32-34-20
  • sosh38@klgd.ru
    техническая поддержка site@school38.org

А.И. Куприн "Слон"

Дата: 02.03.2010
Автор: Коновалова Валентина Михайловна

Предмет: литературное чтение.
Класс:
 3.
Тема урока: 
А. И. Куприн "Cлон".
Учебно-методическое обеспечение:
 Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. 3 класс. II часть.

Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели и задачи урока:

  1. Раскрыть идейно-художественный смысл произведения через обобщение текста произведения и образ автора произведения.
  2. Учить работать с текстом: определять о ком и о чем говорится в произведении, жанр, развитие сюжетной линии, составлять плана, соотносить изменение настроений героя и читателей.
  3. Развивать познавательные способности учащихся, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
  4. Вызвать интерес к чтению произведений А.И.Куприна.
Оборудование и материалы для урока:
  • презентация для сопровождения урока;
  • книги рассказов для детей А.И.Куприна;
  • диск с записью симфонической сюиты «Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова;
  • ТСО: CD-плеер, компьютер, проектор.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Постановка темы урока.
  3. Создание образа автора произведения.
  4. Анализ произведения:

· о ком и о чём текст

· жанр

· план текста

· сюжет

· изменение настроения девочки

· сравнение изменения настроения героя и чувств читателей

  1. Раскрытие идейно-художественного смысла.
  2. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Прослушайте отрывок из симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова (вступление) и расскажите, что вы почувствовали? (что-то сказочное, праздничное, торжественное)
- Где может звучать такая музыка? (в театре, в сказке)
- Вспомните прочитанное на прошлом уроке произведение
(такая музыка может звучать во время выступления циркового слона Томми)
- А при выступлении хищников? (Нет, хищники злые, а слон Томми был добрым, он помог девочке)

II. Постановка цели и задачи урока.

- Вчера мы познакомились с текстом и обменялись первыми впечатлениями. Сегодня продолжим работу и постараемся понять, зачем автор написал его.

III. Создание образа автора произведения.

1. Чтение статьи:

А.И.Куприн – русский писатель. Родился в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом.
А.Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П.Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.
Писать для детей ему предложил К.И.Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. В круг детского чтения вошли произведения И.Куприна «Чудесный доктор», «Слон», «Ю-Ю», «Пиратка», «Скворцы», «Белый пудель».

2. Ответы на вопросы:
- В каком веке жил и работал Куприн?
- Каким было его детство?

Учитель: в своих воспоминаниях А.И.Куприн писал: «Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется,… какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…»
- Как вы думаете, почему А.И. Куприн сменил так много профессий?
- Кто главные герои произведений А.И.Куприна? (дети и животные)
- Какие книги А.И.Куприна вы нашли к уроку? (рассматривание выставки книг с рассказами для детей А.И.Куприна)

IV. Анализ произведения.

1. Как же называется произведение в нашем учебнике?

2. Определите, о ком это произведение и о чем.

3. Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?
- Докажите, что это рассказ.
- В каком разделе учебника мы встретили этот рассказ? («Быль-небылица»)
- Что же необычного в этом произведении? (огромный слон приходит в гости к больной девочке, ест вместе с ней за столом, играет)
Учитель: В мире животных слоны одни из самых умных животных. У них существует взаимопомощь. Раненого или больного товарища они пытаются поддержать: два слона встают с двух сторон, прижимаются, не давая упасть, и уводят его из опасного места.
 

V. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были разделить текст на части и составить план. Приготовьтесь к взаимопроверке (учащиеся обмениваются тетрадями, берут карандаши для оценивания значками «+» и «-»). 
 

VI. Работа над сюжетной линией рассказа. 

1. Соотнесите, сколько пунктов плана относятся к завязке (2), основной части (4), развязке (1).

2. Расскажите коротко, с чего начиналась история (завязка рассказа).

3. С чего начинается основная часть рассказа? (с разговора папы с дрессировщиком)

_ Почему немец согласился помочь? (у него тоже была маленькая дочь, сам он оказался добрым, отзывчивым человеком)

-Как слона провели в зал дома? Кто это придумал? Кто осуществил?

4. Какое место в рассказе можно считать кульминацией? (встречу Нади со

слоном Томми)
- Какое было первое впечатление Нади от встречи со слоном? Докажите выборочным чтением.
- Какие эмоции испытала девочка во время общения со слоном?
- Чем закончился необычный день?

5. Какова развязка? (девочка выздоровела) По каким признакам родители догадались, что дочка поправляется? Прочитайте.
- Какой сон увидела Надя после встречи со слоном?
- Каким же должен быть отец в семье? (сильным, надежным, добрым, защитником)
- А каким был отец Нади? (любящим, упорным, надежным; он верил, что девочку можно вылечить и сделал все возможное и невозможное для выздоровления дочери)
- Благодаря кому же у девочки появился интерес к жизни? (благодаря слону Томми, папе, дрессировщику).
 

VII. Составление сравнительной таблицы изменения чувств главного героя произведения и чувств читателей

- Давайте вспомним, что переживала девочка в течение всего рассказа.
- Что испытывали в этот момент мы, читатели?
- Как можно назвать автора рассказа, если он, описывая события, сумел вызвать у нас такие чувства? (Куприн – мастер литературного слова)
 

VIII. Раскрытие идейно-художественного смысла произведения.

- Как вы думаете, для чего А.И.Куприн рассказал читателям эту историю? Чему учат нас поступки главных героев?
Папа Нади борется за жизнь дочери всеми возможными способами. Ведь счастье маленьких детей полностью зависит от родителей. Таким автор представляет настоящего отца семейства.
Немец-дрессировщик с сочувствием отнесся к судьбе незнакомой ему девочки, проявил чувство сострадания и старался помочь. Это пример внимательного, доброго человека.
Слон Томми вызвал у нас чувство симпатии. Оказывается, эти огромные животные при правильном обращении могут быть добрыми к людям и воспитанными.
 

IX. Итог. 

Учитель: Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к детям, потому что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.
 

X. Рефлексия. Домашнее задание.

Домашнее задание: письменное высказывание на тему «Кто из героев произведения мне понравился».